Рукоделие.

Нарядные окна

«Не пытайтесь жить в окружении цвета, который вам не нравится», — советует Эми Вандербилът, автор книги «Этикет», всемирно известного справочника правил хорошего тона. «Чтобы интерьер удовлетворял всех, нужно, чтобы в комнате присутствовало несколько различных оттенков преобладающего в ней цвета… Постарайтесь избегать вызывающих цветов» — это тоже рекомендации Эми Ваидер-бильт. Такого же мнения придерживаются и дизайнеры, призывая любителей желтого, красного и оранжевого цветов использовать в интерьере пастельные тона этого спектра или разбавлять яркие цвета более бледными, например, ярко-красные занавески сочетать с бледно-розовым или кремовым покрывалом на кровати. Правильно подобранная цветовая гамма в значительной степени влияет на наше настроение. Красиво, когда шторы гармонируют с обивкой мебели или с цветом ковра.
Чтобы добиться гармонии, нужно знать, какие цвета сочетаются друг с другом. Черный цвет сочетается с белым, светлосерым, салатным, кремовым, сиреневым, светло-желтым, бледно-сиреневым, бледно-розовым. Коричневый — с песочным, кремовым, желтым, светло-желтым, розовьм, оранжевым, зеленым. Синий — с белым, бледно-голубым, голубым, светлосерым, бледно-розовым, малиновым, красным. Лиловый — с сиреневым, серым, бледно-розовым, белым, золотистым, бежевым. Бордовый — с бледно-розовым, белым, бежевым, светлосерым, терракотовым, песочным. Красный — с синим, коричневым, черным, розовым, песочным. Оранжевый — с зеленым, бледно-розовым. Зеленый — с салатным, белым, кремовым, бежевым, коричневым, бледно-розовым, табачным, золотистым. Серый — с белым, малиновым, красным, синим (васильковым), бледно-розовым, зеленым, черным. Светло-серый — с красным, синим.
Цвет не только влияет на наше настроение, но и может зрительно увеличить или уменьшить пространство. Так, теплые тона (кремовый, желтый, оранжевый, бежевый, розовый, песочный) зрительно уменьшают комнату, но в то же время делают ее уютной. Такие тона подходят для плохо освещенных помещений. Холодные тона (голубой, зеленый, салатный, серый, синий, сиреневый), напротив, как бы расширяют пространство. Они наилучшим образом подходят для светлых, солнечных комнат.
В последнее время очень модным в оформлении интерьера стал белый цвет. Он освежает, но когда его слишком много — комната приобретает аскетичный вид. То же относится к серому и черному цветам. Как основной тон их использовать не стоит.
Голубые и розовые тона очень хорошо выглядят в спальне, вообще помещение для сна и отдыха лучше оформить в спокойных тонах.

Учимся шить на мелочах

Подшивка низа выполняется несколькими способами. Тонкие ткани подшивают скрытым за подгибкой швом. Плотные и толстые ткани подшивают швом «козлик» (непрерывные крестики). Можно низ подшить тесьмой; наложив ее сначала на край с.лицевой стороны, прострочить, а затем всю подгибку пришить вручную за край тесьмы. Если длина недостаточна для подгибки, низ подшивают полосой тонкой, например, шелковой ткани (ширина 7 см), выкроенной по косой нити.
Если на модели, которую вы шьете или переделываете, есть сборки, то их можно сделать на машине, верхняя нитка должна быть слабой, стежок крупным, редким. Прострочите два раза, затем стяните аккуратно нижние нитки до требуемого размера сборки и закрепите концы.
Чтобы починить воротничок рубашки или блузки, нужно его отпороть от стойки, заштопать или залатать истершееся место. Потом перевернуть так, чтобы изнанка стала лицом, и снова пришить. Так же можно обновить и стойку воротника (или сразу вместе — и воротник и стойку).
Только нужно сделать новую петлю там, где была пуговица, а старую петлю аккуратно заметать и прикрыть вновь пришитой пуговицей.
Можно заменить воротник и стойку новыми. Отпорите их, внимательно присматриваясь и запоминая, как они пришиты. Потом вырежьте новые, точно по прежним или изменив фасон уголков, и притачайте их, стараясь не насборшъ ни горловину, ни новые детали. Здесь есть маленькие секреты.
Чтобы горловина не растянулась в процессе работы, выпоров воротник, прострочите ее близко к краю на машинке, горловина зафиксируется в нужном размере. А когда будете вшивать стойку или воротник, сметайте их сначала, а потом притачайте в два прием* от концов к середине. Они будут вшиты равномерно и симметрично.
Воротничок с прокладкой нужно соединить так: верхнюю и нижнюю детали воротника сложите лицом к лицу, сверху наложите прокладку. Затем все вместе сметайте и прострочите. Теперь выверните и разутюжьте и, если хотите, прострочите край очень ровной и точной отделочной строчкой (0,5 см от края).
Если износились манжеты (обтрепались по краю), то можно, распоров край, обрезать изношенную часть (равномерно по всей длине манжет, одинаково на правой и левой, даже если они изношены по-разному). Срез подвернуть внутрь и прострочить поверху, сначала у самого края, а потом, отступив на 0,5 см.
Если же нужно полностью заменить манжеты (или удлинить с их помощью рукава), то следует выкроить новые, а старые использовать как выкройку. Так же, как и воротник, сложить верхнюю и нижнюю детали лицом к лицу. Если есть прокладка, то ее наложить сверху, и все вместе, сметав, прострочить. Затем вывернуть, расправить, подутюжить и прострочить на расстоянии 0,5 см от края. Пришивая манжеты, подготовить сначала низ рукава, распределить на нем сборки или складки, скрепить их. Затем приметать манжеты
и пристрочить их поверху, близко к краю, равномерно захватывая и нижнюю часть.
Накладные карманы практичнее двойные (если ткань
не слишком толстая) или на подкладке. Сделайте выкройку кармана из бумаги. Приложите ее к тому месту, где он должен быть пришит.
Если карманов должно быть два, три или четыре, то не ленитесь вырезать их столько же из бумаги и все приколоть на нужные участки модели. Внимательно присмотритесь к размеру, уровню, наклону. Если вы все проверили и удовлетворены полученным результатом, то теперь можно вырезать детали из ткани. Верх и подкладку нужно сложить лицом к лицу и сметать с трех сторон, оставив верхний срез несметанным, а затем прострочить (0,7 см от края). Нижние уголки немного срезать, слегка скругляя. Теперь вывернуть и расправить. У верхнего среза также срезать немного уголки, загнуть его внутрь вместе с подкладкой и сметать. Прогладить весь карман вместе с приготовленной подгибкой. Теперь прострочить верхний край у самого сгиба, а весь карман — по всем четырем сторонам на 0,5 см, для чего необходимо предусмотреть и размер подгибки верхнего края. В процессе всей работы следить, чтобы изнаночная сторона кармана или подкладка не были по краям видны с лицевой стороны.
Прорезной карман с «молнией». Начертите мелком на полочке место расположения входа в карман. Приготовьте обтачку (полоску ткани шириной 5 см и длиной, равной намеченному размеру входа в карман плюс 4 см). Наложите обтачку на полочку в том месте, где сделана отметка, и приколите булавками. Обтачка кладется лицом на лицевую сторону полочки. Притачайте обтачку вдоль будущего разреза.
Теперь разрежьте ее посередине вместе с полочкой, выверните на разрезе наизнанку, расправьте (она должна получиться как большая петля), приметайте и приутюжьте. Приготовьте мешковину кармана — 2 одинаковых лоскута.
Верхние края заготовки мешковины притачайте к краям обтачки и обметайте швы. С изнанки разведите в стороны (откиньте) обе половины мешковины. С лица наложите «молнию» вдоль разреза и притачайте ее в край с двух сторон (то же можно делать и с изнанки) . Теперь стачайте мешковину. «Молнию», наложенную с лицевой стороны, надо немного подрезать с краев, а на оставшуюся часть наложить треугольные или прямоугольные кусочки кожи или замши и притачать их. Карман готов.
Прорезной карман с листочкой. Наметьте мелом линию входа в карман на лицевой стороне детали лифа или юбки. Приготовьте мешковину и листочку (полоска ткани, сложенная пополам и застроченная по краям). По намеченной линии сделайте разрез. К его нижнему краю притачайте листочку, приложив ее с лица нижним краем к разрезу, а затем притачайте к верхнему краю разреза нижнюю половину мешковины, а верхнюю — к шву соединения листочки с нижним краем разреза. Листочку отогните вверх и закрепите с лица по бокам. Мешковину стачайте. Все проутюжьте.
Такие несложные операции лучше всего попробовать на детской одежде или на переделываемых вещах. Это даст вам необходимый опыт, позволит смелее и увереннее браться за новые вещи.

Некоторые сведения о тканях
Льняные ткани. Казалось бы, все в них прекрасно: они гигиеничны, то есть влаго- и воздухопроницаемы, хорошо стираются, мягки, разнообразны по оформлению, имеют специфическую пластичность, выразительность. Но есть, увы, и недостатки. Эти ткани мнутся и сильно садятся. Поэтому, прежде чем начинать работать, их следует намочить, дать им высохнуть, а потом вновь увлажнить и хорошенько отутюжить. Не следует льняные ткани использовать для фасонов со складками и сложного кроя — одежду придется слишком часто гладить.
Льняные ткани без добавок других волокон всегда имеют приятный блеск. С добавлением хлопка они легче и мягче, поверхность у них матовая. С лавсаном они меньше садятся, легко стираются, но их труднее гладить.
Шерстяные ткани делятся на костюмные, ткани для платьев и для пальто. Большая их часть имеет примесь других (чаще всего химических) волокон для повышения прочности, снижения усадки и сминаемости. Шерстяные вещи хорошо обрабатываются химчисткой и требуют после нее легкой утюжки. В домашних условиях стирка молсет сильно деформировать изделие, а восстановить его форму и качество окажется очень трудно. Особенно это рискованно для вещей с подкладкой, прокладками и т.п.
Ткани из натурального шелка. Наиболее известен крепдешин, но выпускаются и другие креповые и гладкие ткани — шифон, туаль, шелковое полотно, креп-жоржет. Это
благородные ткани для нарядных блузок, платьев, платьев-костюмов. Их обработка при пошиве должна быть очень тщательной. Они имеют небольшую усадку (крепы — больше, полотно — меньше), и гладить их нужно влажными.
К натуральному шелку примешивают и искусственные волокна для получения новых интересных фактур и эффектных переплетений.
Хлопчатобумажные ткани. Милые, простые, нарядные. Хлопок тоже мнется, но очень легко гладится. Он садится, и ткани из него тоже сначала нужно намочить и выгладить. Все прекрасно знают ситец, батист, маркизет, сатин, бязь, поплин и многие другие ткани из хлопка. Иногда в них добавляют вискозу, и тогда на матовой поверхности тканей появляются блестящие искорки или узор. Из хлопчатобумажных тканей можно шить все что угодно, кроме, может быть, мужских вечерних костюмов и зимних пальто. Эти ткани доступны, недороги, красивы по оформлению. Начинать учиться шить, конечно, лучше всего с них.
Вискозные ткани. Более всего из этой группы сегодня известны штапельно-вискозные ткани (штапель) — матовые, податливые полотна, гладкокрашеные или с набивным рисунком. Они мягкие, приятны на ощупь, правда, если не сильно аппретированы, то есть не пропитаны специальным раствором для придания жесткости. Недостаток: не очень прочные. Прочность теряют главным образом при намокании.
Из вискозных тканей не стоит шить одежду с узкими проймами и рукавами. Для них больше подойдут цельнокроеные («японка») или рубашечные, просторные рукава. Эти ткани так же, как хлопок и лен, садятся и потому требуют предварительной декатировки.
Ацетатные ткани. Это капризный материал. Он, как и вискоза, теряет прочность при намокании, но обладает к тому же еще и более низкими гигиеническими характеристиками. Ацетатные ткани следует очень аккуратно стирать в теплой воде и, не дав им окончательно высохнуть, гладить утюгом, нагретым не более 140°. Утюг не задерживать на одном месте более 20 секунд.
Ткани из полиамидных волокон. Все знают из этой группы капрон, болонью, лаке, нейлон, дедерон — тот же капрон, только произведенный в Англии или Германии. Ткани этой группы имеют самые высокие показатели прочности — они не протираются и не поддаются порче. Но и у них есть недостатки. Они, например, желтеют под воздействием света и становятся более жесткими, «сухими».
Кроме того, эти ткани обладают липофильностью — свойством легко впитывать жиры и масло, которые трудно удаляются. Зато названные ткани легко стираются, плохо впитывают влагу, что важно для верхней одежды.
Большая часть современных искусственных шелковых тканей вырабатывается из смешанных волокон, сочетающих ацетатные, триацетатные, синтетические нити и пряжу фасонных курток. Это улучшает не только их внешний вид, но и свойства,
Смесовые ткани. Они получили распространение в последние годы. Это обширная группа тонких пли плотных тканей для легкой и верхней одежды, одинаково используемая в изделиях для женщин, мужчин, детей. Известны ткани, называемые плащовкой. И хотя название одно, но волокнистый состав этих материалов очень разнообразен. Наиболее популярны смеси хлопка с синтетикой. Но и они различны. Среди них ткани для мужских сорочек и женских блузок, для брюк, юбок, костюмов, для курток легких и утепленных, для плащей и стеганых пальто, используют их и для головных уборов. Эти ткани редко бывают в продаже. Из них главным образом шьют одежду на предприятиях, что оправдано, так как они требуют особых приемов обработки, достигаемых с помощью специальных механических приспособлений.